ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

интегрированных занятий с дошкольниками

/консультация для молодых воспитателей/

Опыт работы воспитателя МДОУ ЦРР д\с №402

Буглак Аллы Станиславовны

 

«Сейчас мы будем заниматься, ведь ты должен научиться читать», - зовет воспитатель ребенка, но радости в глазах не видит. «Давай поиграем!» - зовет взрослый, и глаза ребенка загораются огнем нетерпения, и вот он уже бежит играть. Да, игра – это основной вид деятельности-дошкольника.

А если соединить? «Учимся играя» - именно так, подбирая определенные средства и методы, возможно зажечь в глазах ребенка пытливый огонек жажды знаний. «Учимся играя» - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?

Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Прежде всего необходимо изменить стиль общения с дошкольниками. Приходит убеждение, что всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их подвижность и даже шалости в нужное русло.

Внимание и запоминание у детей дошкольников очень слабые, особенно если учение не захватывает. Значит, надо вводить в занятие игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг – и воспитатели, и родители, и сам ребенок – будут твердить: «Ты должен!», - все равно очень скоро наступит или охранительное торможение, или возбуждение. Вот тут как раз вместо извечного «слушай!», «не вертись!», «не лови ворон!» провести лучше физкультминутку или подвижную игру.

Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть занятие – значит, надо давать выход энергии! У них повышенная утомляемость – значит, не принуждать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

И одним из методических приемов может стать интегрирование умственной деятельности и физической активности.

В дошкольном возрасте физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка, так как оно призвано обеспечить качественное созревание нервно-мышечного аппарата. И в этом процессе незаменимую роль играют подвижные игры, в ходе которых происходит воспитание умения сочетать свое движение с окружающим.

Организация интегрированных занятий требует четкого сознания того, что спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников и положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Интегрирование умственной деятельности и физической активности детей – это своего рода оптимизация учебного процесса. И решение этой проблемы выдвигает двойные задачи. К примеру, на интегрированных занятиях по обучению грамоте и ФИЗО в старшей группе ставятся цели:

  • доведения до детей важности занятий спортом для сохранения здоровья;
  • воспитание силы духа на примере спортивных соревнований;
  • повторение названий видов спорта и необходимых атрибутов для каждого из них;

и параллельно:

  • развитие воображения, памяти, наглядно-образного мышления;
  • использование личного опыта детей для решения возникающих проблем;
  • систематизирование умения детей проводить классификацию понятий,

и обучающие цели:

  1. отработка навыка деления слов на слоги, проговаривая слово по слогам в ходе физического упражнения;
  2. обучение четкому произношению звуков родного языка;
  3. закрепление знания букв и подбор слов на заданную букву;
  4. обучение слоговому чтению и последующим объяснением значения прочитанного слова;
  5. закрепление понятий «гласные звуки», умение их интонировать в различных позициях;
  6. отработка навыка чтения путем составления слов из отдельных букв.

Конечно, чтобы занятие прошло целенаправленно и в нужном темпе, необходима предварительная работа с детьми. Можно отработать элементы лыжного спорта, плавания, игры в кегли, прыжков во время занятий по физической культуре, на прогулках, во время «сухих» тренировок. Целесообразно провести беседы о пользе занятий спортом, а также устроить выставку рисунков на спортивную тему. В ходе занятия возможно соединить трудно, на первый взгляд, соединяемые понятия.

 

Игра «Разминка»

Физические упражнения выполняются с проговариванием слова                                                                                                            по слогам. Можно использовать прием «гости-игрушки»:

Бел-ка два слога

 

 


 

два приседания

 

Е-жо-нок три слога

 

три наклона

 

Игра «Прыжки»

Дети выполняют прыжок в длину, «Допрыгивают» до буквы, и, выбрав любую, вспоминают вид спорта на заданную букву:

 

«Ф» - футбол

«Х» - хоккей и т.п.

Игра «Бассейн»

Наглядное пособие в виде бассейна, дорожки в

котором обозначенные гласными звуками. Дети

выбирают пловцов (картинки) на каждую дорожку, интонируют заданный гласный звук, повторяют определение гласного звука.

Игра «Лыжники»

Дети идут по воображаемой лыжне и на каждый шаг читают слоги, соединяя в слова, затем объясняют значение слова и принадлежность к определенной классификационной группе:

 

МА         НА транспорт

ШИ

БУ украшения и т.п.

СЫ

Игра «Боулинг»

Под кеглями находятся буквы. Каждый ребенок сбивает кегли мячом, называет одну букву, а затем все вместе дети читают слово. Например:

У   Л   Ы   Б   К   А

Здесь приведен пример соединения физкультуры с подготовкой к обучению грамоте. Такое же интегрирование возможно и при обучении математике (прямой и обратный счет, состав числа, математические действия и т.п.), и на занятиях по развитию речи (составление коротких описательных рассказов, обогащение и активизация словарного запаса детей и т.п.), на занятиях по экологии, основам жизнедеятельности. Основным требованием при организации подобных занятий является учет психофизических особенностей детей определенной возрастной группы и, несомненно, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Психологически доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Нужно обязательно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни и подать детям – это побудит их самих к находкам и открытиям.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно пора уже сменить кнут – если не на пряник (он и так порой в избытке в некоторых семьях как замена радости общениям), то уж во всяком случае на новые интересные занятия.